Краткое методическое пособие для органов местного самоуправления Республики Башкортостан по планированию и проведению антинаркотических мероприятий
2021 год
Антинаркотическая комиссия Республики Башкортостан

  1. Правовую основу реализации государственной антинаркотической политики на территории Ростовской области составляют:
    Конституция Российской Федерации;
    Федеральный закон от 08.01.1998 № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах»;
    Федеральный закон от 23.06.2016 № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации»;
    Стратегия государственной антинаркотической политики Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 23.11.2020 № 733;
    Указ Президента Российской Федерации от 18.10.2007 № 1374 «О дополнительных мерах по противодействию незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров»;
    постановление Правительства Российской Федерации от 20.06.2011 № 485 «Об утверждении положения о государственной системе мониторинга наркоситуации в Российской Федерации»;
    Методика и порядок осуществления мониторинга, а также критерии оценки развития наркоситуации в Российской Федерации и ее субъектах, утвержденные подпунктом 4.3 решения Государственного антинаркотического комитета (протокол от 25.06.2021 № 48);
    Регламент антинаркотической комиссии в субъекте Российской Федерации, утвержденный председателем Государственного антинаркотического комитета от 02.06.2021 № 8/6-6192;
    Указ Главы Республики Башкортостан от 21.04.2021 № УГ-204 «Об антинаркотической комиссии Республики Башкортостан»;
    постановление Правительства Республики Башкортостан от 02.10.2020 № 586 «Об утверждении государственной программы «Обеспечение общественной безопасности в Республике Башкортостан»;
    распоряжение Главы Республики Башкортостан от 29.12.2021 № РГ-348 «Об утверждении Плана мероприятий по реализации в Республике Башкортостан Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации на период до 2030 года».
    3
  2. Задачи реализации государственной антинаркотической политики в Республике Башкортостан:
    формирование системы мотивации граждан к здоровому образу жизни, включая отказ от вредных привычек;
    раннее выявление потребителей наркотиков, мотивирование их к участию в программах комплексной реабилитации;
    развитие системы наркологической помощи больным наркоманией и их социальной реабилитации;
    мониторинг развития наркоситуации в Республике Башкортостан;
    принятие мер по устранению условий, способствующих распространению наркомании.
  3. Мероприятия по реализации задач государственной антинаркотической политики в Республике Башкортостан.
    Формирование системы мотивации граждан к здоровому образу жизни, включая отказ от вредных привычек.
    Проведение мероприятий по духовно-нравственному воспитанию несовершеннолетних, формирующих устойчивое неприятие незаконного потребления наркотиков.
    Усиление разъяснительной работы о медицинских и социальных последствиях приема наркотиков (в т.ч. синтетических наркотиков), «солей», курительных смесей и других психоактивных препаратов, а также злоупотребления алкоголем, употребления «насвая» и табакокурения.
    Активная пропаганда здорового образа жизни, направленная на формирование среди детей и в подростково-молодежной среде моды на здоровый образ жизни, его культа (целесообразно привлечь педагогов-психологов (психологов), при этом необходимо учитывать особенности восприятия информации в молодежной среде, различных субкультурах).
    Развитие и расширение добровольческого (волонтерского) антинаркотического движения, использование потенциала Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников», Всероссийского детско-юношеского военно-патриотического общественного движения «ЮНАРМИЯ», а также активных молодых людей, выявленных в ходе Всероссийского конкурса «Большая перемена» в работе по профилактике наркомании.
    4
    Повышение занятости детей, подростков и молодежи в свободное, «досуговое» время: вовлечение детей и подростков в занятия в организациях дополнительного образования, физкультурно-спортивные организации; кружки и секции, театральные студии, созданные в образовательных организациях, учреждениях культуры и т.п.; проведение факультативных мероприятий в образовательных организациях; вовлечение обучающихся в работу по развитию в подростково-молодежной среде традиционных для российского общества нравственных установок и ценностей, в социально-полезную занятость и здоровьесберегающую активность, формирование здорового образа жизни: социальное волонтерство, работа старшеклассников с младшими классами, патриотическая работа.
    Организация и проведение физкультурных и спортивных мероприятий, культурно-зрелищных мероприятий антинаркотической направленности.
    Проведение месячника антинаркотической направленности и популяризации здорового образа жизни на территории муниципального образования.
    Раннее выявление потребителей наркотиков, мотивирование их к участию в программах комплексной реабилитации:
    социально-психологическое тестирование обучающихся; меры по увеличению охвата тестированием обучающихся;
    оказание психолого-педагогической помощи и коррекционное сопровождение выявленных по результатам социально-психологического тестирования обучающихся «группы риска» возможного вовлечения в незаконное потребление наркотических средств и психотропных веществ (далее – «группа риска»);
    вовлечение родительского сообщества в работу по подготовке тестирования и профилактическую работу в классах (группах) с наиболее высокой долей обучающихся «группы риска», выявленной социально-психологическим тестированием.
    содействие в организации проведения, по результатам социально-психологического тестирования, профилактических медицинских осмотров обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях, а также в образовательных организациях высшего образования на выявление незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ.
    5
    Развитие системы наркологической помощи больным наркоманией и их социальной реабилитации.
    Оказание содействия в развитии наркологической службы, в том числе совершенствовании материально-технической базы медицинских организаций наркологического профиля и подразделений наркологического профиля в медицинских организациях общего профиля, поддержка деятельности медицинских реабилитационных центров и отделений.
    Региональный сегмент Национальной системы комплексной реабилитации и ресоциализации наркопотребителей в Республике Башкортостан состоит из государственного и негосударственного секторов и формируется в соответствии с Указом Президента Республики Башкортостан от 15 сентября 2014 г. № УП-240 «О развитии системы комплексной реабилитации и ресоциализации потребителей наркотических средств и психотропных веществ в Республике Башкортостан».
    Государственный сектор в республике представлен наркологической службой и квалифицированная наркологическая помощь оказывается на всех этапах, в том числе реабилитации и ресоциализации наркопотребителей.
    Негосударственный сектор представлен некоммерческими немедицинскими организациями, предоставляющими услуги по социальной реабилитации и ресоциализации лиц, допускающих немедицинское потребление наркотических средств и психотропных веществ.
    В целях развития системы комплексной реабилитации и ресоциализации потребителей наркотических средств и психотропных веществ, укрепления межведомственного взаимодействия и государственно-частного партнерства в указанной сфере в республике ежегодно проводится квалификационный отбор негосударственных реабилитационных центров для включения в реестр регионального сегмента Национальной системы комплексной реабилитации и ресоциализации наркопотребителей.
    Мониторинг развития наркоситуации в Республике Башкортостан осуществляется в соответствии с Методикой и порядком осуществления мониторинга, а также критериями оценки развития наркоситуации в Российской Федерации и ее субъектах, утвержденными подпунктом 4.3 решения Государственного антинаркотического комитета (протокол от 25.06.2021 № 48).
    Принятие мер по устранению условий, способствующих распространению наркомании.
    6
    Оказание содействия территориальным органам МВД России по Республике Башкортостан.
    Повышение результативности раннего выявления (на уровне первичного звена здравоохранения в медицинских организациях общего профиля) незаконного потребления наркотиков и лекарственных препаратов с психоактивным действием.
    Уничтожение сырьевой базы для изготовления или производства наркотиков из наркосодержащих растений.
    Противодействие распространению наркотиков с использованием сети «Интернет», привлечение населения к выявлению и пресечению функционирования в сети «Интернет» ресурсов, используемых для пропаганды незаконных потребления и распространения наркотиков.
    Проведение с участием представителей общественных организаций волонтеров антинаркотических мероприятий по уничтожению рекламы наркотических средств.
    Профилактика вовлечения несовершеннолетних в незаконный оборот наркотиков.
  4. Организационные основы работы антинаркотических комиссий в муниципальных образованиях.
    Для внедрения единых подходов в организации антинаркотической деятельности органов местного самоуправления решением антинаркотической комиссии Республики Башкортостан (протокол заседания от 12.09.2012 № 24) утверждены типовой регламент и положение об антинаркотических комиссий в муниципальных образованиях Республики Башкортостан. Антинаркотические комиссии в муниципальных образованиях (далее – комиссии) созданы для обеспечения на территории муниципального образования согласованной систематизированной деятельности по вопросам реализации государственной антинаркотической политики.
    Работа комиссий направлена на улучшение наркоситуации и формирование в обществе ценностей здорового и безопасного образа жизни, нетерпимости к участию в незаконном обороте наркотиков.
    Заседания комиссии проводятся не реже, чем 1 раз в квартал. В случае необходимости могут проводиться внеочередные заседания по решению председателя комиссии.
    7
    Состав комиссии формируется по должностям в соответствии с рекомендациями Государственного антинаркотического комитета и антинаркотической комиссии Республики Башкортостан.
    В состав антинаркотической комиссии в обязательном порядке должны входить:
  • глава администрации муниципального образования – председатель комиссии;
  • заместитель главы администрации муниципального образования по социальным вопросам:
  • руководитель районного (городского) отдела МВД России;
  • главный врач учреждения здравоохранения муниципального образования, врач-нарколог;
  • руководитель органа управления образованием;
  • руководитель органа по молодежной политике;
  • руководитель органа культуры;
  • представитель по связям с общественностью и СМИ;
  • руководитель органа сельского хозяйства;
  • руководитель учреждения социальной поддержки населения муниципального образования;
  • иные специалисты, которые участвуют в противодействии незаконному обороту наркотиков и в профилактике их немедицинского потребления.
    Председатель комиссии (глава администрации муниципального образования) осуществляет руководство деятельностью комиссии, утверждает организационные документы, ведет заседания, подписывает протоколы заседаний, дает поручения членам комиссии по вопросам, отнесенным к ее компетенции, контролирует исполнение планов работы, решений комиссии;
    Секретарь комиссии формирует проекты планов работы комиссии, готовит отчеты о результатах деятельности комиссии, обеспечивает подготовку и проведение заседаний комиссии, ведет протокол заседания комиссии, обеспечивает контроль исполнения поручений, содержащихся в решениях комиссии, организует работу по сбору и анализу информации в рамках мониторинга наркоситуации на территории муниципального образования, обеспечивает взаимодействие муниципальной комиссии с антинаркотической комиссией Республики Башкортостан (обеспечивает
    8
    своевременное представление информации в АНК РБ), обеспечивает деятельность рабочих групп, иных рабочих органов комиссии.
    План работы комиссии утверждается председателем комиссии и составляется на один год (план на очередной год не может дублировать предыдущий).
    В планы заседаний необходимо включать проблемные вопросы профилактики, правоохранительной деятельности, лечения, реабилитации граждан с указанием по каждому вопросу срока его рассмотрения и ответственных за подготовку вопроса.
    Приоритет имеют вопросы, требующие межведомственного взаимодействия.
    Обязательно включаются вопросы:
    о состоянии наркоситуации в муниципальном образовании и мерах по ее улучшению;
    об итогах деятельности антинаркотической комиссии;
    о ходе, об итогах исполнения антинаркотических программ/подпрограмм, плана реализации Стратегии государственной антинаркотической политики.
    При планировании заседаний комиссии необходимо учитывать рекомендации Государственного антинаркотического комитета, антинаркотической комиссии Республики Башкортостан.
    Предложения в план заседаний комиссии вносятся членами комиссии. Предложения должны содержать:
    наименование вопроса и краткое обоснование необходимости его рассмотрения на заседании комиссии;
    наименование органа, ответственного за подготовку вопроса;
    перечень соисполнителей;
    срок рассмотрения на заседании комиссии.
    При подготовке проекта плана необходимо учитывать состояние наркоситуации, существующие проблемы, «наркоопасные зоны» на территории муниципального образования.
    Члены комиссии обладают равными правами при подготовке и обсуждении рассматриваемых на заседании комиссии вопросов.
    Члены комиссии несут персональную ответственность за качество и своевременность представления материалов для подготовки заседания комиссии.
    9
    Основная работа по подготовке заседания комиссии ведется секретарем комиссии.
    Присутствие на заседании председателя комиссии, других членов комиссии обязательно.
    При невозможности участия в заседании члены комиссии информируют об этом председателя комиссии с указанием причины отсутствия (командировка, болезнь, отпуск).
    В случае отсутствия члена комиссии на заседании, он вправе изложить свое мнение по рассматриваемым вопросам и решению в письменной форме.
    Делегирование полномочий членами комиссий другим лицам не допускается.
    Вместо отсутствующего члена комиссии может присутствовать лицо, его замещающее, с правом совещательного голоса.
    Решение комиссии оформляется протоколом, который подписывается председательствующим на заседании.
    В протоколе обязательно указываются:
    фамилии председательствующего, приглашенных лиц и их должности; вопросы, рассмотренные в ходе заседания; принятые решения. Протокол заседания (выписки из протоколов заседаний) рассылается членам комиссии, а также организациям и должностным лицам по списку.
    Далее ведется работа по организации контроля за исполнением поручений, содержащихся в решениях комиссии.
    Сведения о проведенных заседаниях комиссии с обязательным приобщением протоколов направляются в аппарат антинаркотической комиссии Республики Башкортостан в течение 3 дней со дня проведения (на адрес электронной почты: ank-rb@bashkortostan.ru).
  1. Антинаркотические программы/подпрограммы муниципальных образований.
    Федеральным законом от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» введены основополагающие принципы стратегического планирования, на основе которых разрабатываются документы стратегического планирования, целевые программы различного уровня.
    10
    В соответствии со ст. 9 указанного закона органы местного самоуправления являются участниками стратегического планирования на уровне муниципального образования.
    В целях реализации полномочий по разработке и реализации комплексов антинаркотических мероприятий органам местного самоуправления муниципальных образований республики рекомендовано разрабатывать и утверждать целевые муниципальные антинаркотические программы/подпрограммы.
    Муниципальные антинаркотические подпрограммы/программы носят профилактический характер, они тесно связаны с муниципальными программами, принятыми в сферах обеспечения общественной безопасности, молодежной политики, образования, здравоохранения, культуры, физкультуры и спорта, дополняют друг друга.
    При подготовке антинаркотических муниципальных подпрограмм/программ ключевым является их направленность на формирование у людей мировоззрения, не приемлющего наркотики, включая стремление к трезвому образу жизни.
    При формировании антинаркотических подпрограмм/программ необходимо учитывать положения Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 23.11.2020 № 733, Плана мероприятий по реализации в Республике Башкортостан Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденного, распоряжением Главы Республики Башкортостан от 29 декабря 2020 года № РГ-348, а также государственной программы «Обеспечение общественной безопасности в Республике Башкортостан»», утвержденной постановлением Правительства Республики Башкортостан от 02.10.2020 № 586.
    Указом Президента Российской Федерации от 23.11.2020 № 733, утвердившим Стратегию государственной антинаркотической политики Российской Федерации на период до 2030 года, установлено, что мероприятия по реализации Стратегии обязательно включаются в соответствующие муниципальные программы. В муниципальных районах и городских округах Республики Башкортостан разрабатываются и принимаются собственные Планы реализации Стратегии.

Похожие сообщения